В недавно вышедшем докладе Всемирной организации здравоохранения “Мировая статистика здравоохранения 2011 [1]” наряду с прочими сведениями приведены сравнительные данные за 2000 и 2008 года по ключевым индикаторам финансирования системы здравоохранения всех стран, включая Россию (см. таблицу).
Показатель | 2000 год | 2008 год |
Расходы на здравоохранение в % от ВВП | 5,4 | 4,8 |
Доля государственных расходов на здравоохранение (в процентах от общей суммы расходов) | 59,9 | 64,3 |
Доля частных расходов на здравоохранение (в процентах от общей суммы расходов) | 40,1 | 35,7 |
Суммарная доля государственных расходов на здравоохранение (в % от общего годового бюджета страны) | 12,7 | 9,2 |
Доля внешних расходов на здравоохранение (в процентах от общей суммы расходов) | 0,2 | 0 |
Доля фондов социального обеспечения (в процентах от общей суммы расходов) | 40,3 | 38,7 |
Доля расходов, оплаченных непосредственно населением (в процентах от суммы частных расходов) | 74,7 | 81,3 |
Доля частного страхования (в процентах от суммы частных расходов) | 8,1 | 10,6 |
Суммарные расходы на здравоохранение на душу населения (по обменному курсу в долларах США) | 96 | 568 |
Суммарные расходы на здравоохранение на душу населения (по паритету покупательной способности в международных долларах) | 369 | 985 |
Государственные расходы на здравоохранение на душу населения (по обменному курсу в долларах США) | 57 | 365 |
Государственные расходы на здравоохранение на душу населения (по паритету покупательной способности в международных долларах) | 221 | 633 |
ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности в международных долларах) | 6650 | 18350* |
* данные 2009 г.
Из таблицы отчетливо видны тенденции финансирования здравоохранения:
- рост ВВП сопровождался практически пропорциональным ростом абсолютных расходов на здравоохранение (как государственных, так и суммарных) – эти показатели увеличились почти в 2,7 раза;
- при этом доля государственных расходов в структуре финансирования здравоохранения снизилась почти на 0,6% ВВП, и почти на 3,5% в общем годовом бюджете России – то есть в 2008 году по сравнению с 2000 годом государственные ресурсы были довольно существенно перераспределены на другие отрасли;
- Если абсолютные показатели (по паритету покупательной способности в международных долларах) государственных расходов увеличились почти в 2,9 раз, то частных – только в 2,4 раза, при этом также произошло снижение доли частных расходов на финансирование здравоохранения. Учитывая, что доля частного страхования в структуре частных расходов за рассматриваемый период возросла, можно говорить о том, что снижение абсолютных показателей частных расходов по большей части было обусловлено относительным снижением покупательной способности населения;
- В тоже время в структуре частных расходов почти на 9% увеличилась доля, оплачиваемая самим населением, а абсолютные показатели оплачиваемых непосредственно населением расходов на здравоохранение увеличились с 28,8 в 2000 г. до 164,9 американских долларов в 2008 г. (а в международных долларах по паритету покупательной способности – с 110,5 до 285,9).
- В целом Россия по абсолютным суммарным расходам на здравоохранение на душу населения находилась в 2008 году на 59 месте. Показатель России по паритету покупательной способности в международных долларах составлял 985, а в среднем по Европейскому региону – 2087 международных долларов. Государственные расходы на здравоохранение на душу населения в России составляли 633, а в среднем по Европейскому региону – 1520 международных долларов (в долларах США государственные расходы на здравоохранение на душу населения в России составляли 365, а в среднем по Европейскому региону – 1684 доллара). Частные расходы на здравоохранение на душу населения составляли в России 352, а в среднем по Европе – 567 международных долларов. Таким образом, если по уровню государственных расходов показатели России отличались от среднеевропейских в 2,4 раза, то по уровню частных – в 1,6 раза, что говорит о существенно более высокой доле расходов населения на здравоохранение в России по сравнению с европейскими странами, даже с учетом разницы по паритету покупательной способности.