По некоторым данным [1] в России от 1,5 до 4,2 миллиона бездомных (это почти 3% населения страны), а в действительности эта цифра еще больше из-за сложности их учета. Многие воспринимают бездомных как виноватых в своих проблемах, а само слово БОМЖ (Без Определенного Места Жительства) носит явно негативный или даже презрительный оттенок. Такое отношение еще больше отграничивает бездомных от общества чертой равнодушия, страха или презрения. Однако подавляющее большинство становятся БОМЖами не по своей воле, а являются жертвами предельной бедности, которая выталкивает людей на заработки в большие города, где они также оказываются лишены нормальной оплаты труда. Среди бездомных много потерпевших от махинаций с недвижимостью, или обреченных на социальное отчуждение после освобождения из тюрем. И уже эти внешние обстоятельства, от которых в принципе никто не застрахован, лишают человека дома, друзей, знакомых и здоровья. Только за последний год число бездомных в Санкт-Петербурге увеличилось на 30% [2], а реальные масштабы этой социальной проблемы по стране в целом остаются до конца неизвестными.
При таком гигантском числе бездомных в России помощь им кажется всегда недостаточной. В основном в крупных городах существуют специализированные пункты помощи бездомным: дома ночного пребывания, пункты обогрева, санпропускники, столовые, центры социальной адаптации и офисы юридической консультации. Значительная часть из помогающих бездомным организаций – это благотворительные негосударственные фонды, и им всегда нужна поддержка. Каждый может прийти туда добровольным помощником, перевести на их счет деньги или отдать старые вещи [3].
Подробности по Москве можно посмотреть тут [4], тут [5], тут [6], тут [7] и тут. [8]
Подробности по Санкт-Петербургу можно посмотреть тут [9], тут [10], тут [11] и тут [12].
На сайте Русской православной церкви можно поискать пункты помощи [13] бездомным, поддерживаемые РПЦ по всей стране.
В других регионах можно найти информацию о помощи бездомным, просто набрав в поисковике название Вашего города и “помощь бездомным”.
В этих городах оказание помощи бездомным регламентируется приказами местной службы социальной защиты, тогда как на общегосударственном уровне четко сформулированных установок нет. Политика Минздрава в отношении бездомных кажется не вполне ясной, хотя бездомные являются одной из групп риска развития как острых, так и хронических заболеваний – которые вследствие специфики жизненных обстоятельств требуют специального подхода. Только в 2015 г. Минздрав заговорил о проекте [14] открытия пунктов амбулаторной помощи бездомным в городах с населением более 500 тысяч человек (таких городов всего в России 36), который собирается реализовать совместно с РПЦ. Следует отметить, что из почти 144 миллионов человек населения России в таких городах проживают только 45,2 миллиона – то есть менее чем треть всех жителей. На конец 2016 года эти пункты амбулаторной помощи еще не заработали. Парадоксально, но министерство практически не взаимодействует с другими общественными организациями (“Врачи без границ [15]“, представителями разных направлений христианства [8], других религиозных конфессий, и т.д.), которые имеют большой опыт оказания помощи потерявшим дом людям.
До сих пор Минздрав не разработал официальных инструкций помощи бездомным, которые могли бы стать основой для лучшего использования уже существующей сети учреждений и создания новых пунктов помощи в регионах. Причем в этом направлении не сделаны даже самые простые шаги: нет никакого порядка обязательного предоставления бездомным людям при выписке из стационара хотя бы информации о работающих в городе пунктах помощи – получается, что из больницы бездомный выписывается снова на улицу, а про специализированные дома ночного пребывания, пункты обогрева, столовые, центры социальной адаптации человек может и не знать.
В России отсутствуют клинические рекомендации по тактике лечения острых и хронических заболеваний у бездомных – а они имеют свои особенности. В ряде стран такие клинические рекомендации разработаны [16] (в том числе для бездомных пациентов с патологией почек [17] или сахарным диабетом [18]). На общенациональном уровне во многих [19] европейских странах (и на уровне Евросоюза [20] в целом), США [21] существует служба помощи бездомным, и проводятся регулярные [22] конференции [23] для обмена опытом. В нашей стране конференции [24] по обсуждению проблем бездомных (в том числе медицинских) инициируются благотворительными организациями. Пока же в общегосударственном масштабе в России целенаправленное планирование медицинской помощи для бездомных остается только на уровне призывов отдельных экспертов [25] и рамочных соглашений.
Бездомность – это одна из социальных болезней нашего общества, и также как любую другую болезнь её надо предотвращать и лечить. Лишь в малой степени эти профилактика и лечение зависит от тех, кто бездомными становится – из этой социальной ловушки трудно выбраться самостоятельно; основную роль должны играть те, кто бездомными не являются. Государство должно иметь ясно сформулированную общенациональную политику для предотвращения различных факторов перехода к бездомности, развивать и создавать социальные и медицинские центры для бездомных во всех Российских регионах. Любой из нас в равной степени может помочь в борьбе с бездомностью – переведя деньги на счет благотворительных организаций, отдав свои старые вещи, или работая волонтером.