Минздравсоцразвития на днях опубликовал программу госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи россиянам на 2011 год. Это рамочный документ с указанием среднего норматива по количеству и цене разных видов медицинской помощи на каждого россиянина. Местные бюджеты субъектов федерации, отдельных областей или городов вольны вносить свои дополнения в то, какой и сколько медицинской помощи они обеспечат гражданам на их территории. Поэтому чтение программы госгарантий дает не очень правильное представление о реальной картине и региональных различиях в оказании мед помощи, но все же ряд вещей в ней интересен. И, конечно же, более информативно посмотреть на все эти показатели в динамике, для чего я и составил таблицу за 2008-2011 года по программе госгарантий. Кроме того, в таблице приведены данные Минэкономразвития и Росстата по инфляции, изменению цен на аспирин и нитроглиценрин, а также цены бензина.
год | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Подушевые нормативы обеспечения медицинской помощью граждан России | ||||
вызовов скорой помощи на 1 человека в год | 0,318 | 0,318 | 0,318 | 0,318 |
число посещений для амбулаторной помощи | 9,198 | 9,198 | 9,5 | 9,7 |
в т.ч. в рамках базовой программы ОМС | 8,458 | 8,458 | 8,762 | 8,962 |
число пациенто-дней лечения в дневных стационарах | 0,577 | 0,577 | 0,590 | 0,590 |
в т.ч. в рамках базовой программы ОМС | 0,479 | 0,479 | 0,49 | 0,49 |
число койко-дней лечения в стационарах | 2,812 | 2,812 | 2,78 | 2,78 |
в т.ч. в рамках базовой программы ОМС | 1,942 | 1,942 | 1,894 | 1,894 |
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи | ||||
вызовов скорой помощи | 1213,3 | 1710,1 | 1710,1 | 1710,1 |
посещение учреждения амбулаторной помощи | 133,3 | 218,1 | 218,1 | 218,1 |
в т.ч. за счет средств ОМС | 103,2 | 168,44 | 168,4 | 169,5 |
1 пациенто-день в дневном стационаре | 268,5 | 478 | 478 | 478 |
в т.ч. за счет средств ОМС | 258,1 | 470,5 | 470,5 | 470,5 |
1 койко-день в стационаре | 758,9 | 1380,6 | 1380,6 | 1380,6 |
в т.ч. за счет средств ОМС | 590,1 | 1167 | 1167 | 1167 |
Подушевые нормативы финансового обеспечения, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) | ||||
подушевое финансирование | 4503 | 7633,4 | 7633,4 | 7633,4 |
из них: за счет средств ОМС | 2207,1 | 4059,6 | 4059,6 | 4102,9 |
за счет других источников | 2295,9 | 3573,8 | 3573,8 | 3530,5 |
за счет средств ОМС, % | 49,0 | 53,2 | 53,2 | 53,7 |
Средние показатели по России | ||||
Инфляция, за год | 13,3 | 8,8 | 6,5* | 5-6%** |
Цена 1 литра бензнина марки АИ-95 и выше, на декабрь года | 22,84 | 23,67 | 24,25*** | |
Изменение цены 1 литра бензина АИ-95 и выше, в % к предыдущему году | 3,6 | 2,5*** | ||
Средние потребительские цены на конец года, рублей за штуку (Росстат, “Цены в России 2010“) | ||||
Ацетилсалициловая кислота, 500 мг, за 10 таблеток |
2,51 | 4,38 | – | – |
Нитроглицерин, 0,5 мг, за 10 таблеток | 6,24 | 8,65 | – | – |
* с 1 января по 13 октября 2010 года
** прогноз Минэкономразвития РФ
*** данные на июнь 2010 г., изменение цены по сравнению с декабрем 2009 г.
Что видно из динамики за 2008-2011 годы?
Нормативы вызовов “скорой” за четыре года не изменились, и в переводе на обывательский язык остаются на уровне 1 вызова в год на каждых трех россиян (с учетом того что в госгарантиях все нормативы подушевые). Следует отметить, что здесь и далее перерасчеты в терминах “столько-то вызовов на столько-то россиян” позволяют приблизить понимание всех этих цифр к восприятию обычной жизни, но отражают ситуацию довольно грубо. Почему довольно грубо? Потому что 0,318 вызовов на 1 человека в год дает в пересчете на все население 45 миллионов 124 тысячи 200 вызовов в год (0,318*141,900,000) во всей России. Если же следовать огрублению цифр, то один вызов на каждых трех россиян дает 47 миллионов 300 тысяч вызовов в год (141,900,000/3). Хотя надо отметить, что все равно порядок цифр довольно шокирующий. Но данные Росстата по числу лиц, которым оказана скорая помощь (амбулаторно или с выездом бригады) – 51,1 миллион человек за 2008 год – это подтверждают. К слову, по данным того же Росстата, в 1970 году скорая помощь была оказана почти вдвое меньшему числу больных за год – 28,6 млн. человек.
Объемы оказания амбулаторной помощи увеличиваются, и в 2011 планируется что в среднем каждый россиянин будет посещать врачей поликлинической службы около 10 раз во году (из низ почти 9 раз в году – в рамках обязательного медицинского страхования). Трудно представить себе столь высокую обращаемость в поликлиники, поэтому кажется, что во многом эти высокие показатели отражают необходимость посещения врача поликлиники исключительно для выписки рецептов. Опять же, интересны абсолютные цифры – выходит, что по всей стране за 2011 год будет сделано 1 миллиард 376 миллионов амбулаторных визитов. Не смог найти более свежих данных, но по сведениям 2006 года число врачей первичного звена здравоохранения (т.е. поликлиник) составило 73,4 тысячи человек. С учетом того, что в 2011 году будет 248 рабочих дней, это означает что на рабочий день одного врача будет приходиться 75,6 посещения!!
Стационарная помощь несколько сокращается, в 2011 каждый россиянин проведет в стационаре примерно три дня, в масштабах страны – почти 394 миллиона койко-дней. В 2008 году в России было 1 млн 398 тыс 500 коек в стаионарах – соответственно, каждая койка в году будет занята 282 дня.
Важная часть по финансам – за последние три года финансирование всех видов медицинской помощи за счет Минздрава и средств обязательного медицинского страхования не изменилась. На этом фоне обратимся к данным Росстата об инфляции – явно не менее 5% в год. Цены на лекарства – по данным Росстата за 2009 год рост цены на аспирин составил 74,5%, на нитроглиценрин – 38,6%. Цена на бензин, которым заправляется “скорая”, выросли по данным Росстата за первое полугодие 2010 года на 2,5%. Выходит, что увеличение затрат на здравоохранение, связанное с инфляцией и ростом цен на лекарства и энергоносители, планируется не за счет средств ОМС или федерального бюджета.
К сожалению, из программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи россиянам на 2011 год, которой собственно и посвящена заметка, остается неясным за счет каких источников будет перекрываться рост цен, и насколько изменится порядок предоставления или объем самих госгарантий от того, что их финансирование остается практически неизменным на протяжении последних трех лет.
Oct 14th, 2010